Чему и как учить до школы?
Чему и как учить до школы?
Говоря о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, специалисты имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональной. Что же в первую очередь необходимо развивать у будущего первоклассника? На что надо обращать внимание родителям, готовя ребёнка к школе?
Конечно, родителям и педагогам приходится в первую очередь обращать внимание на те компоненты, которые на их взгляд, наиболее значимы при подготовке к школе. Однако желательно представлять себе, как включаются в деятельность обучающегося ребёнка и все другие компоненты, чтобы учитывать их влияние на результат. Чаще всего в обучающей практике уделяют внимание развитию волевой сферы, речи, мышления, оставляя без внимания другие сферы (ощущения, восприятия). Ошибка многих педагогов и родителей в том, что они воспитывают и учат ребёнка, не учитывая особенностей развития его познавательной сферы, либо всё происходит наоборот.
Чтобы избежать подобных ситуаций и обеспечить гармоничное развитие ребёнка необходимо признавать значимость всех психических сфер и их отдельных компонентов, т.е. подбирать упражнения, задания, игры, способствующие развитию ощущений, эмоций, внимания, памяти, мышления, воли и т.д. Тогда сам процесс подготовки к школе станет для ребёнка и родителей занимательным и полезным.
И если развитие памяти, внимания, мышления ребёнка будет соответствовать необходимому уровню, ему будет гораздо легче справиться и с трудными занятиями по обучению чтению, счёту и письму. Именно эта точка зрения на подготовку ребёнка к школе позволяет ответить и на один из главных вопросов, который задают родители: «Учить ли ребёнка перед школой читать, считать и писать или повышать уровень развития психических процессов?»
Повышать уровень развития психических процессов (мышления, внимания, памяти и т.д.) — это верный путь, однако он тоже не так прост и однозначен, т.к. развивающая работа во многих случаях носит узконаправленный характер: взрослые развивают только отдельные компоненты, забывая о целостности психики.
Итак, подготовка ребёнка к школе — дело сложное и ответственное, и эффективность его будет определяться, прежде всего, системным и комплексным развитием всех психических сфер ребёнка.
Эмоциональная сфера — переживание человеком своего отношения к людям, к поступкам, явлениям. Необходимо научить ребёнка понимать собственные чувства и эмоции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения.
Попросите ребёнка рассказать о том, что он чувствовал, когда вы пришли за ним в сад раньше (позже), чем обещали.
Спросите у ребёнка, что, по его мнению, чувствовал его друг, когда ему подарили книжку.
Рассматривая вместе с ребёнком журнал, газету, обратите его внимание на изображения людей и спросите, какое настроение у человека на фотографии. Пусть ребёнок подумает, какие события вызвали у него те или иные эмоции.
Читая книгу, прервите чтение, спросите, что могли чувствовать герои рассказа, сказки в конкретный момент.
Потренируйтесь по очереди с ребёнком в способах проявления различных эмоций (удивление, страх, гнев др.) Спросите, как можно выразить, например, радость: только ли смехом и улыбкой? Пусть ребёнок попробует объяснить, чем сопровождается каждая эмоция — жесты, мимика, поза, интонация голоса и т.д.
Волевая сфера (главная функция воли — сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия, стоящие на пути к цели.) Волевые качества, необходимые школьнику-целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, решительность и др.-являются предпосылкой формирования дисциплинированности, способности регулировать и соотносить свои желания с условиями жизни.
Договоритесь с ребёнком заранее, о том, что если вы произнесёте, например, слово «барбарис» или любое другое слово, он должен немедленно замереть, что бы он ни делал в этот момент.
Обращайте внимание ребёнка на обязательность точного выполнения инструкции как в игре, так и в жизни.
Если вы хотите, чтобы ребёнок привык самостоятельно выполнять ваши поручения, ежедневно утром или с вечера готовьте вместе с ним список дел на весь день. Если ребёнок пока ещё не умеет читать, список может быть составлен с помощью рисунков.
Можно поиграть с ребёнком в молчанку: в течение 2-3 минут предложите ему не разговаривать.
Игра «Да и нет не говорите» — отличный способ развития волевых качеств ребёнка.
Мотивационная сфера. Происходит осознание своих желаний и потребностей, появляются устойчивые интересы и предпочтения. На пороге школы у детей становятся значимыми мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи, оба мотива могут стать стимулом развития и обучения ребёнка.
Каковы же основные мотивы посещения школы у 6-7летних детей?
Я пойду в школу, потому что (мотив посещения школы):
«буду как мои друзья-школьники»;
«хочу в школу, потому что там все большие, а в детском саду все маленькие»;
«буду играть там с мальчишками и девчонками»;
«мне купят рюкзак, новые карандаши, пенал и красивые тетради»;
« пойду в школу, потому, что мама так сказала».
Я люблю учиться, потому что (мотив обучения):
«мне нравится узнавать новое»;
«учительница интересно рассказывает»;
«люблю получать хорошие оценки»;
«когда я хорошо учусь, меня хвалят (за плохие — ругают)»;
«если я буду хорошо учиться, то мне купят новый компьютер или собаку».
Познавательная сфера. Развитие таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление необходимо не только на пороге школы.
Для развития чувствительности не нужны специальные средства, на прогулке или дома вполне можно развивать способность ребёнка к восприятию запахов и звуков и т.д.
Положите в непрозрачный пакет мелкие предметы домашнего обихода или канц. принадлежности, попросите ребёнка наощупь определить, что он держит, не вынимая руку из мешка и не видя предмета.
Попросите ребёнка закрыть глаза и определить, какой продукт вы предлагаете ему понюхать.
Попросите ребёнка представить и рассказать, какая, по его мнению, вода в реке зимой и летом, или какое мороженое.
Для развития внимания, памяти, мышления, воображения также не обязательно покупать учебные пособия.
Внимание
Вечером, перед сном, попросите ребёнка припомнить события дня в той последовательности, в которой они происходили;
Взрослый и ребёнок в течение короткого времени смотрят на предмет, после чего каждый по очереди рассказывает о нём, перечисляя как можно больше деталей;
Проходя мимо витрины магазина, постарайтесь запомнить как можно больше предметов, а затем посоревнуйтесь, описывая их;
Просто посидите несколько минут с закрытыми глазами и прислушайтесь к звукам снаружи. Расскажите друг другу о своих ощущениях.
Расставьте на столе несколько небольших игрушек, пусть ребёнок посмотрит и закроет глаза. Вы убираете один предмет, и ребёнок должен определить, какого предмета не стало.
Память Дошкольное детство -лучший период для развития памяти. Как же помочь ребёнку улучшить память?
Одним из главных условий запоминания информации является понимание того, что необходимо усвоить. Поэтому необходимо выяснить, насколько понятен ему материал.
Постарайтесь включать в работу как можно больше видов памяти: образную, эмоциональную, двигательную, словесную и др. Это поможет ребёнку запоминать информацию, используя тот вид памяти, который удобен ребёнку.
Если усваиваемый материал носит положительную эмоциональную окраску, он лучше усваивается. Однако желательно помнить о том, что очень сильные эмоции препятствуют запоминанию, особенно если ребёнок гиперактивен.
Заученный материал повторяйте с ребёнком время от времени, чтобы он не забывался. Однако не следует повторять «до потери пульса». Во всём нужна мера.
Укреплять память надо не от случая к случаю, а систематически.
Мышление — способность обобщать факты и предметы, делать выводы. Для того, чтобы развивать мышление, необходимы организованность, хорошо развитые внимание и память. Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Рассказывайте ему больше о окружающем мире: о людях, о профессиях и т.д.
Развитие логического мышления
Предложите ребёнку составить узор из счётного материала, диктуя ему последовательность фигур пусть ребёнок продолжает узор самостоятельно. Придумайте вместе узоры и попросите ребёнка продолжить их.
Положите перед ребёнком коробку старых цветных карандашей. Попросите выложить их «по росту» от самого маленького до самого большого.
Назовите несколько слов, например: зелёный, красный, пять, синий. Попросите назвать лишнее слово и объяснить , почему оно лишнее.
Назовите слово и попросите ребёнка назвать слово, противоположное по смыслу.
Предложите ребёнку разложить геометрические фигуры из счётного набора в группы по цвету, по форме, по размеру.
Развитие памяти (зрительной, слуховой, зрительно-моторной)
сложите из счётных палочек какую-либо фигуру. Покажите её ребёнку и накройте. Попросите ребёнка рядом построить точно такую же. Начинайте с 5-7 палочек, постепенно увеличивайте их количество.
Расставьте на столе в определённом порядке посуду. Поговорите с ребёнком, что стоит перед ним. Сосчитайте количество предметов, уберите всё со стола. Попросите расставить посуду в том порядке, в котором она была.
Расскажите ребёнку маленькое стихотворение. Повторите его ещё раз. Повторите вместе с ребёнком. Попросите рассказать ребёнка самого, подсказывая только первые слова в каждой строке.
Запишите 7-10 слов. Назовите их ребёнку. Попросите повторить, что он запомнил. Попробуйте вспомнить недостающие слова вместе с ним.
Нарисуйте на листе бумаги узор, состоящий из 5-7 геометрических фигур. Попросите ребёнка запомнить их последовательность, обвести пальцем по образцу, а затем нарисовать без образца.
Развитие внимания
Вечером, перед сном, попросите ребёнка припомнить события дня в той последовательности, в которой они происходили;
Взрослый и ребёнок в течение короткого времени смотрят на предмет, после чего каждый по очереди рассказывает о нём, перечисляя как можно больше деталей;
Проходя мимо витрины магазина, постарайтесь запомнить как можно больше предметов, а затем посоревнуйтесь, описывая их;
Просто посидите несколько минут с закрытыми глазами и прислушайтесь к звукам снаружи. Расскажите друг другу о своих ощущениях.
Расставьте на столе несколько небольших игрушек, пусть ребёнок посмотрит и закроет глаза. Вы убираете один предмет, и ребёнок должен определить, какого предмета не стало.