Формы проблемно-ценностного общения на уроке

Формы проблемно-ценностного общения на уроке (презентация)

  В современных реалиях, появления новых кумиров TV, технологических новиков и гаджетов, обширного влияния сети Интернет, происходит дискредитация моральных устоев, отказ от ценностей поколения родителей, тех важных основ, необходимых для гармоничного развития личности детей и их жизни в обществе и государстве. Радикальные перемены, социальная нестабильность, распад привычного образа жизни, семейное неблагополучие, подталкивает детей к самостоятельному выбору ценностных ориентиров. Но если нет прочной опоры в виде семьи и школы, выстраивание собственной иерархии ценностей становится большой проблемой. В этот особенный для ребенка и его родителей период, продолжается не только дальнейшее физическое развитие тела ребенка, но и происходит формирование его личности, качественное преобразование в познавательной сфере, устанавливается система отношений с одноклассниками, сверстниками и окружающими взрослыми.

Изучением периода  школьного возраста занимались такие ученые, как В.В. Давыдов,  Л.С. Выготский, Б.С. Волков, Д.Б. Эльконин,  А.К. Макарова, В.С.Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.П. Варфоломеева, Е.П. Шульга, Л.Г. Харитонова, Г.В. Кухтерина, Г.А. Ускова и др. Уже с первых дней времяпрепровождения в школьных стенах, ребенок оказывается включенным в процесс межличностного взаимодействия. Одной из важных задач развития в школьном возрасте, является приобретение навыков социального взаимодействия. Достижения  школьного возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности, которая является определяющей для последующего обучения, поэтому на момент перехода в данный возраст ребенок должен уметь и хотеть учиться, а также верить в собственные силы.

         Важно заметить, что коллектив  школьников и то, что в нем происходит, является своеобразной проекцией ценностей общества их родителей, взрослого мира. Дети часто, как в зеркале, отражают точку зрения взрослых людей. В связи с вышесказанным, становится весьма актуальной работа по направлению «Формы проблемно-ценностного общения на уроках». Необходимо очертить круг понятий, без которых двигаться дальше не представляется возможным.

Существует несколько определений понятия «Проблемно - ценностное общение», объединив которые, можно заключить, что это один из видов общения, при котором во время обсуждения тех или иных жизненных ситуаций и проблем, у ребенка формируется личностная система ценностей. В глоссарий философских терминов, проблема представлена как форма познания, фиксирующая цель и отсутствие (или неизвестность) средств её достижения. Терминологический словарь справочник предлагает следующее определение проблемы - поисковая форма научного знания (возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посредством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований.  Ценность – термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

          Кондаков А.М. считает, что ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира или символов, связанных с ними, для субъекта познания и деятельности, определяемая их связью с жизнедеятельностью человека. Находит свое выражение прежде всего в идеалах, нравственных нормах, установках, побуждая соответствующую деятельность и выступая ее регулятором. Ценность — это одна из основных понятийных универсалий в системе философских и гуманитарных дискурсов, обозначающая в самом общем виде, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта или явления действительности, говорит В. К. Шохин. Со времен античности вопросам общения древние философы, такие как Платон, Аристотель и Сократ уделяли своё пристальное внимание. Общение довольно обширное понятие и изучено с разных сторон.

           Бодалев А.А. определяет Общение как «процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности». Общение связано с непосредственным контактом людей. Оно подразумевает знание особенностей партнера и наличие общего опыта деятельности, переживания и понимания. Новая социальная роль младшего школьника, обязанности накладывают отпечаток на взаимоотношения с родителями, учителями и одноклассниками.

А. А. Леонтьев, М. С. Каган, М. И. Лисина и др., пришли к выводу о том, что общение является либо одним из частных видов деятельности (деятельность общения, коммуникативная деятельность), либо условием деятельности, либо одной из сторон деятельности. По мнению Б. Ф. Ломова, Л. П. Буевой, общение есть нечто принципиально отличное от деятельности, т. к. связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом. В книге Драпак Е.В. «Психология общения», М. И. Лисина выделяет в общении основные компоненты деятельности:

          предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект;

потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке;

 коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение, т. е. исходя из предмета деятельности общения мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих;

действие общения — это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект;

задачи общения — это то, чего мы хотим добиться в результате общения;

средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

продукты общения — образования материального и духовного характера, создаваемые в итоге общения (отношения между сверстниками, избирательные привязанности, образ самого себя и других людей — участников общения).

Работу по направлению «проблемно-ценностное общение», стоит начинать именно в  школьном возрасте, в связи с эмоциональной восприимчивостью детей к социальному знанию, как субъектов воспитательного процесса, об этом в своих исследованиях упоминал Л.С. Выготский. Перед взором ребенка открывается огромный мир, с его противоречиями и сложностями. Чтобы заложить в него основы человечности, надо предоставить ребенку правильное видение о добре и зле, других моральных вопросах. Кроме того, воспитание школьников, на сегодняшний день, рассматривается как воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, себе самому, окружающим. А воспитание ценностных отношений личности, возможно только в процессе общения, иными словами - диалога смыслов. В таком случае появляется необходимость организации с учащимися общения, в ходе которого происходит совместное осмысление и продуцирование ценностей. Нравственное развитие личности ребенка осуществляется в процессе общения, последовательного расширения и укрупнения ценностно-смысловой сферы личности. Постепенно ребенок приобретает способность к оценке и сознательному выстраиванию, на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, родителям, семье, природе, обществу, государству и т.п. Если мы говорим об общении, в результате которого человек определяет для себя ценностные ориентиры, некую жизненную позицию, то этот вид общения можно назвать проблемно-ценностным. Положительный эффект работы в русле проблемно-ценностного общения, является своеобразным регулятором, который по мере взросления ребенка определяет его социальное поведение. Для педагога необходимо достижение такого качества организации деятельности воспитанников, которое обеспечивает возможность их ценностно значимых личностных проявлений и обогащение их личного опыта жизненно необходимым содержанием. Напомним, что по мнению исследователей, проблемно-ценностное общение — это такой вид общения, при котором в ходе обсуждения определенной жизненной проблемы, у человека происходит становление ценностных ориентиров и личностной позиции. При проблемно-ценностном общении учащиеся выступают субъектами обучения, их мысли и рассуждения являются приоритетными на подобном уроке. Роль учителя при таком общении – модерирующая, уточняющая, направляющая.  Проблемно-ценностное общение, касается не только эмоциональной составляющей ребенка, но и его восприятия жизненных проблем, ценностей и смысла жизни. Сталкивает младшего школьника с ценностями и смыслами, ориентирами других людей. В процессе проблемно-ценностного общения формируется целостный, социально-ориентированный взгляд на окружающую действительность, развивается самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Школьник готовится признавать возможность существования различных точек зрения. Ученик приобретает навыки слушания и ведения диалога. Учится излагать своё мнение грамотно, вежливо и аргументировать свою позицию спокойно. В процессе занятий в рамках проблемно-ценностного общения, развиваются этические чувства, регуляторы морали и нравственности, достойного поведения. Понятия стыда, совести, вины - перестают быть абстрактными. Ребенок активно использует речевые средства для решения поставленных задач, что благотворно влияет и на учебную деятельность. Важно не пропустить момент запуска социального самоопределения ребенка и его пошаговую подготовку к самостоятельному социальному действию. Напомним, что первый уровень результатов достижим, относительно простыми формами, одной из которых является беседа. При этом, особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

В философском словаре С.С. Гогоцкого «взаимодействие» — это процесс взаимного влияния тел друг на друга, любая связь и отношение между материальными явлениями и объектами. Проблемно-ценностное общение может реализовываться через индивидуальные и групповые беседы о нравственности, социуме, культуре, поведении, морально-этических нормах, экологии. Тренинги формирования социальных навыков, тренинги личностного роста так же уместны при реализации направления «проблемно-ценностное общение». Помимо этого, проводятся дебаты, затрагивающие проблемы социальной, духовной, экономической жизни людей, свободные дискуссии, дискуссии с участием внешних экспертов. Наибольшего внимания учителей   требует именно нравственная сфера личности детей. В наше время школьники зачастую уходят от реальности в виртуальный мир, где черпают не всегда применительные к реальной социальной жизни модели поведения. Важнейшей проблемой, которую решает работа по направлению «проблемно-ценностное общение  школьников на уроке» является восстановление нравственных представлений и гражданских принципов детей. В период стремительного изменения жизненного пространства, ребенок часто предстает перед нравственным выбором. Он должен уметь противостоять соблазнам, пытаться сохранить здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, ценности. Приобретения школьниками знаний о социуме, понимания повседневной жизни, возможно достичь, только если объектом познавательной деятельности учащихся станет – действительный неискаженный социальный мир. Другими словами, познание жизни людей и общества приблизит ребенка к пониманию принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. В этой связи, важны не только теоретические знания по различным предметам, но и знания, обеспечивающие полноценное проживание в повседневной жизни. Пригодятся ответы на подобные вопросы, например: как вести себя с человеком с ограниченными возможностями, что можно и чего нельзя делать в помещении церкви, какие права и обязанности есть у ребенка и взрослого человека, как утилизировать бытовой мусор не нанося урон природе, как быстро и безопасно оплатить коммунальные услуги.  Это может быть заранее подобранный, соответственно возрасту учащихся, доступный материал о личном здоровье и пользе отсутствия вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, боли войны и счастье мирной жизни, вопросы заботы об экологии. Отметим, что школьный возраст является сенситивным (благоприятным) в становлении нравственных установок и моральных ценностей.

 Ряд ученых отмечают, что  школьный возраст – это возрастной период, при котором ребенок совершает принципиально важный ответственный шаг – активно выделяет себя из мира близких взрослых. Это определено тем, что в окружении ученика появляется новый авторитетный для него взрослый – учитель, который является носителем той социальной роли, с которой ребенок ранее не сталкивался. Отношения с учителем, в школьном возрасте, определяют эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка, оказывают сильнейшее воздействие на становление системы ценностных отношений, поскольку учитель - представитель школы, общества, государства, той самой социальной жизни, транслятор общечеловеческих знаний. Школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных качеств личности, считаю многие ученые. Ведь, в этот небольшой, но важный период, развиваются те черты характера, которые незримой нитью связывают ребёнка со своим народом, своей страной, своей малой родиной и в значительной мере обусловливают последующий жизненный путь.  

Великий русский критик В.Г. Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

Ранее было доказано, что природа ценностного отношения эмоциональна, так как она отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Именно такая особенность учащихся  школьного возраста, как эмоциональность, позволяет активно воздействовать на процесс становления их личности, ценностных установок.

Учителя имеют достаточные воспитательные возможности, реализуемые посредствам проблемно-ценностного общения. Таким образом, организация общения, при котором ученик анализирует и разрешает проблемы различного характера, выстраивает свою иерархию ценностей - один из ключевых видов воспитательной деятельности в  школе.

           Основными мотивами общения являются:

- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);

- потребность в активной деятельности;

- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение с учителем и одноклассниками даёт возможность школьнику легко усваивать эталоны социальных норм поведения. Известно, что возникают определенные жизненные ситуации, когда ребенок лицом к лицу, сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение требованиям и нормам морали. Именно поэтому, таким важным моментом в нравственном развитии ребенка, становится знание и понимание, применение норм общения, их ценность и необходимость. Психологическое развитие, осуществляется благодаря возможности, для  школьника, заимствовать лекала действий и поступков взрослых в непосредственном общении с ними. Для учащихся создаются благоприятные условия раскрытия своего потенциала при общении, учитель может лишь аккуратно влиять объективной оценкой происходящего.Ценностные ориентации оказывают активное воздействие адаптации в социальных ролях к их усвоению. Личность ребенка находится в процессе целенаправленного формирования жизненно-необходимых для него качеств. Проблемно-ценностное общение не должно быть исчерпано  в урочной деятельности этическими беседами, дебатами, тематическими диспутами, проблемно-ценностными дискуссиями. Оно должно проявляться во всех сторонах школьной жизни  школьника.