Инновационный опыт 2018-2021

Инновационный опыт

«Нравственное развитие обучающихся в условиях социокультурного кластера на православных традициях и ценностях белорусского народа»

Предлагаемые материалы являются результатом деятельности ГУО “Субочский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа” по реализации инновационного проекта «Внедрение модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера»

Сроки реализации инновационного проекта: 2018-2021 гг.

Консультанты:

Бройко Александр Васильевич, директор общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой»;

Осипов Алексей Иванович, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплинГУО «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси» доктор философский наук, профессор;

Финькевич Людмила Владимировна, доцент кафедры общей и детской психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», кандидат психологических наук, доцент;

         В основе деятельности – внедрение в педагогическую практику учебных программ факультативных занятий «Основы православной культуры». Налажено взаимодействие учреждения с учреждениями культуры, образования, социальными партнёрами по нравственному развитию учащихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа.

Реализация инновационного проекта позволила:

  • повысить уровень нравственного развития учащихся;
  • укрепить социальное партнёрство, расширить внешние связи с социальными партнёрами в работе по нравственному развитию учащихся;
  • обеспечить преемственность в реализации учебных программ «Основы православной культуры»;
  • повысить профессиональные компетенции участников образовательного процесса в работе по нравственному развитию обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера.

Материалы будут полезны заместителям директора по воспитательной работе, педагогам, выполняющим функции классных руководителей.


АННОТАЦИЯ ОПЫТА

Описание опыта

Актуальность воспитания подрастающего поколения на исторических, культурных и религиозных ценностях своего народа значительно возрастает перед лицом современных вызовов и угроз. «Разрушение традиционных религиозно-нравственных норм является главным вызовом человечеству», - отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Наиболее продуктивный путь решения современных социальных проблем в сфере воспитания подрастающего поколения – это объединять усилия учреждений образования, культуры, Белорусской Православной Церкви и общественности в воспитании подрастающего поколения на фундаментальных традиционных духовных и нравственных ценностях белорусского народа, распространять опыт сотрудничества органов управления образованием, учреждений образования и Православной Церкви.

Нравственное развитие – осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

При этом повышение уровня нравственного развития личности связывается с обращением к исторически традиционным духовным и культурным ценностям белорусского народа, к своим корням, к своей малой родине. Усиление роли духовно-нравственного воспитания обучающихся в решении социальных проблем и укреплении межконфессионального взаимопонимания в обществе осуществляется на основе использования содержания учебных программы факультативных занятий «Основы православной культуры» и преемственности в реализации задач духовно-нравственного воспитания подростков на православных традициях белорусского народа.

Нравственное развитие рассматривается как процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Новизна инновационного проекта – в реализации идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый воспитательный кластер как результат работыучреждения образования с различными социальными партнерами в предыдущих инновационных проектах. Кластер – гибкая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (учреждения дошкольного, общего среднего, среднего специального, дополнительного образования, учреждения культуры, общественные организации), объединенные вокруг ядра инновационнойдеятельности для решения цели и задач инновационного проекта и достижения конкретного результата.

В ходе реализации инновационного проекта учреждением налажено сотрудничество с храмом в честь Воздвижения Креста Господня д.Колонтаи, Субочским домом культуры, Волковысским колледжем УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». Студенты колледжа проходили практику в детском оздоровительном лагере, провели открытое заседание научного кружка «Актуальные вопросы музыкального искусства».

Налажен выпуск православного вестника «Духовность». В 2018/2019 учебном году выпуск православного вестника был посвящён теме православных праздников, в 2019/2020 учебном году – православным храмам, в 2020/2021 учебном году-православным святыням.

Результатом работы учителя белорусского языка и литературы Хаян О.М. стало создание проекта летнего оздоровительного лагеря «Лучики нравственности». Приоритетным направлением работы в лагере является духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание. Проект состоит из блоков: «Лучик времени», «Лучик Победителям», «Лучик во спасение», «Лучик дружбы». Каждый блок носит свою тематику.

В ходе работы по данному направлению ребята расширили знания об истории, православных святынях, духовных и культурных традициях малой родины, а также приобретают умение хранить мир и нести добро.

В социальных сетях (VK) была создана группа «Беларусачка» (на белорусском языке). На странице можно получить информацию о традициях и обрядах белорусского народа. Ребята и их родители с интересом посещают данную страницу и оставляют комментарии.

Взаимодействуя с приходом церкви в честь Воздвижения Креста Господня д.Колонтаи, ребята принимали активное участие в праздничных концертных  программах для пожилых и инвалидов Государственного учреждения «Волковысский районный дом-интернат для престарелых и инвалидов» в д. Теолин, посвящённых дню пожилых людей, дню матери, Рождеству, Пасхе.

Были организованы экскурсии для учащихся и их родителей в Собор Петра и Павла г. Волковыск, в Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь, в Спасо-Преображенский мужской монастырь с. Хмелево и Свято-Рождественско-Богородицкий женский монастырь г. Бреста, учащиеся совершили  паломническую  поездку в г. Минск с посещением Храма-памятника в  честь «Всех святых в  память о  безвинно  убиенных в Отечестве нашем», Собора Покрова Пресвятой Богородицы, Свято-Елисаветинского  женского  монастыря, Жировичский Свято-Успенский монастырь и церковь Святого Архангела Михаила в д. Сынковичи. Посещены краеведческие музеи Волковысского педагогического колледжа и ГУО «Гнезновский УПК детский сад-средняя школа», народный историко-краеведческий музей ГУО «Подоросский УПК детский сад-средняя школа» и Свято-Троицкая церковь а/г Подороск, Свято-Михайловская церковь д. Изабелин, церковь в честь Воздвижения Креста Господня д.  Колонтаи.

Проводились совместные встречи учащихся и родителей с настоятелем храма Воздвижения креста Господня протоиереем Александром Вечорко «Рождественские посиделки», «Каждый рад, коль в семье лад», творческая мозаика «Свет пасхальной свечи».

 Ребята с удовольствием изготавливали украшения для оформления храма на праздники. Были организованы трудовые акции по уборке территории возле храма Воздвижения креста Господня д. Колонтаи, по уборке сквера и захоронений погибших в годы ВОВ в а/г Субочи и захоронений в д. Колонтаи.

Совместно с настоятелем храма Воздвижения креста Господня протеиереем Александром Вечорко стало традицией проводить день православной книги, неделю православной культуры. Были изготовлены буклеты «В помощь верующим», «Исповедный листок», «Как правильно соблюдать пост», памятка «Путь любви к Богу».

Проводились беседы с учащимися и их родителями «Живой родник православия», круглый стол «Ежели вы вежливы», «Сочельник и его традиции», «550-летие  обретения Жировичской иконы Божией Матери», круглый стол «Праздник Крещения или Богоявления», «Свято-Успенский Жировичский монастырь – оплот Православия на Беларуси», конкурсная программа «Православные праздники», мастер-класс по окрашиванию пасхальных яиц.

В IV епархиальном конкурсе духовной поэзии «Ангельский глас» две учащиеся нашей школы стали победителями. Активное участие каждый год принимают ребята и в социально-благотворительном слёте православной молодёжи «Встреча друзей», который проходит в районе в летнее время.

Учителем истории Рейкиным П.Л. разработан и выпущен художественно-иллюстративный сборник “Православные храмы Беларуси”, на стенде “Моя Волковыщина” размещена информация “Христианские храмы и исторические сооружения нашей малой родины”, в школьном историко-краеведческом музее состоялась выставка литературы по теме “Памятники христианства Беларуси”, на которой главной достопримечательностью являлось Евангелие XVIII века. Подготовлена исследовательская работа на основе краеведческого материала «Дынастыя Ельскіх і наш час».

Опыт инновационной деятельности активно транслировался в средствах массовой информации, на районных и областных методических мероприятиях, через участие в конкурсах разного уровня.

Анализ результатов инновационной деятельности позволил отследить положительную динамику развития школьников. Результаты диагностики нравственной воспитанности, «Отношение к жизненным ценностям», «Этика поведения» показали, что 92% учащихся имеют высокую нравственную мотивацию, умеют сочувствовать другим, стараются утешить, помочь. У учащихся сформировались такие качества, как доброта, отзывчивость, искренность. Дети умеют сопереживать и охотно приходят друг другу на помощь.

Законные представители учащихся положительно высказываются о проводимой работе, являются активными и постоянными участниками совместных мероприятий. Анкетирование показало, что 100% опрошенных родителей удовлетворены проводимой работой по нравственному развитию учащихся на православных традициях и ценностях белорусского народа.

Материал может использоваться воспитателями в детских оздоровительных лагерях, педагогами, выполняющими обязанности классного руководителя, при организации социальной, воспитательной и идеологической работы с учащимися, учителями, преподающими факультативные занятия «Основы православной культуры».


ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ


МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА


ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕСТНИК "ДУХОВНОСТЬ"


ГРУППА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "БЕЛАРУСАЧКА"


ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (для скачивания)

- Хаян О.М., 31.10-01.11.2019, сборник материалов XVIII Республиканских Свято-Евфросиниевских педагогических чтений «Духоўна-маральнае выхаванне навучэнцаў у сучаснай адукацыйнай прасторы на праваслаўных традыцыях і каштоўнасцях беларускага народа»;

-«Настаўніцкая газета»: Хаян О.М., 14.12.2019 № 141 с. 9 «Промні духоўнасці»;

- Игнатовец Т.А., 08.11.2018, «Самое главное – семья»;

-Хаян О.М., 28.02.2019, «Родная мова! Мілагучнае, звонкае, спеўнае слова!»;

-Игнатовец Т.А., 01.05.2019, «Мастер-клас по окрашиванию пасхальных яиц»;

-Хаян О.М., 19.04.2019, «Да беларускіх святынь»;

-Хаян О.М., 15.07.2019, «Цікава і карысна ў «Дружбе»;

-Хаян О.М., 26.03.2020, «Паэзія – цудоўная краіна»;

-Хаян О.М., 12.01.2021, Конкурс чытальнікаў Сцежкаю дабра;

-Хаян О.М., 02.03.2021, “Гучы, родная мова!”.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Список использованных источников

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире // Вопросы психологии, 2002, № 1, С. 3 – 16
  2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.
  3. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. – 270 с.
  4. Ильин, И.А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин – СПб.: Шпиль, 2004. -  25 с.
  5. Мухина, В.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 4-е изд., стереотип. / В. С. Мухина – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
  6. Николаева А. С. Создание воспитательного кластера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 352–354. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770603.htm.
  7. Осипов, А.И. Духовность. Традиция. Патриотизм / А.И. Осипов. – Минск: Молодежное научное общество, 2001. – 100 с.
  8. Осипов, А.И. Православие и духовная безопасность / А.И. Осипов. – Минск: БПЦ, 2012. – 224 с.
  9. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
  10. Правовое взаимодействие учреждений образования с религиозными организациями в Республике Беларусь: пособие для руководителей учреждений образования, учителей, воспитателей, студентов / сост. А.В. Бройко.– Минск: Адукацiя i выхаванне, 2007.–152 с.
  11. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека (Теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем психологии социализации) / С. И. Розум – СПб.: Речь, 2006. – 365 с.
  12.  Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл – М.: Прогресс, 1993. – 363 с.
  13. Финькевич, Л.В. Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников в эпоху смены научных парадигм // Дошкольное детство: наука – практике. Материалы международной научно-практической конференции (4-5 апреля 2006).–Могилев: МГУ им. Кулешова, 2006.–С. 25-28
  14.  Финькевич, Л.В. Формирование духовности личности в процессе социального развития на этапе дошкольного детства // Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. трудов. В 2 ч. – Минск: БГПУ, 2009.–Ч. 1.–С. 146-149
  15.  Финькевич, Л.В.  Мировосприятие детей дошкольного возраста как фактор психологического здоровья личности // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. – Минск: БГПУ, 2013. – C.167-170.

16. Финькевич, Л.В., Бройко, А.В. и др. Духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа: пособие для педагогов / Л.В. Финькевич и др. – Минск: БПЦ, 2015.– 319 с.