Страничка музыкального руководителя

01 июня 2023
Страничка музыкального руководителя

Музыкальный руководитель - Сапегина Марина Ивановна

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  Вашего ребёнка по  образовательной области «Музыкальное искусство» осуществляет

музыкальный руководитель высшей квалификационнрой категории

 Сапегина Марина Ивановна

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму. Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка.

В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

Консультация для педагогических работников

«Адаптация ребёнка через музыкально-игровую деятельность»

 

         Дети раннего возраста очаровательные существа, они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними одно удовольствие, от маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности, но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Дети раннего возраста быстро развиваются в условиях любви и внимания родителей, обеспечивающих внутреннее эмоциональное благополучие малыша. Чем меньше возраст ребенка, тем теснее эмоциональная связь с родителями, поэтому его поступление в детский сад является стрессовым фактором.         Особенности развития детей в первые три года жизни исследованы Л. Н. Павловой, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной и другими. Ученые отмечают, что в этот возрастной период начинается быстрое развитие речи, совершенствуются механизмы высшей нервной деятельности, что сказывается на повышении работоспособности детей, быстро формируются условные нервные связи, совершенствуется сенсорика. Вместе с тем, ученые отмечают такую отличительную особенность детей раннего возраста, как ранимость, поэтому переход в детский сад может протекать достаточно бурно. Для того чтобы адаптация к детскому саду прошла успешно и безболезненно, необходимо заранее проектировать процесс привыкания малыша к новой обстановке, режиму дня, к новым взаимоотношениям [4,5].         В наш детский сад дети обычно приходят в 1,5 – 2 х летнем возрасте. Важной задачей детского сада в этот период является успешная их адаптация. Важно не просто наладить контакт с детьми в адаптационный период, но и помочь ребёнку войти в новый, непривычный для него мир детского сада.       Эффективным средством решения проблемы выступает музыка и момент ее появления в жизни и развитии ребенка с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в период его адаптации.       Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.        Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.       Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди и вот здесь, бесценную помощь оказывает музыка во всех ее проявлениях. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно, достаточно сыграть грустную мелодию, а малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.          Чтобы помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ в своей работе использую музыку во всех видах детской деятельности. Особое внимание уделяется музыкально-игровой деятельности. Для обеспечения результативности в работе важным момент является целеполагание деятельности детей. Применительно к музыкальной деятельности ведущей целью педагогической работы является содействие положительному эмоциональному отклику ребенка через его погружение в мир музыки. Для достижения данной цели широко используется образовательный потенциал игр-забав и игрушек. Так, например, для привлечения внимания детей можно использовать игрушки-забавы, вместе с которыми они поют понравившиеся песенки: «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой;: «Кошка» муз. Ан. Александрова: «Птичка», «Собачка» , муз. М. Раухвергера;: «Цыплята» муз. А. Филиппенко…                Маленькому ребенку свойственна потребность в движениях. Окружающие его взрослые должны всеми доступными средствами удовлетворять данную потребность, помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от самого процесса движений. Удовлетворение потребности в движениях малыши получают на музыкальных занятиях в процессе участиях в танцах и плясках, которые проходят в игровой форме. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием выполняют разнообразные движения: хлопки, фонарики, притопы, кружение вокруг себя«Ай - да», муз. В. Верховинца; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Погремушка, попляши», муз. И. Арсеева; «Гопачок», укр. нар. мел, обр. М. Раухвергера…              Можно привлечь внимание малышей музыкальными играми, которые помогают в работе с детьми для успешной адаптации : например, игра «Солнышко и дождик». По ходу звучания музыки можно рассказать детям о том, что когда светит солнышко, все люди радуются ему, на улице тепло и можно пойти погулять. Но вдруг тучка спрятала наше солнышко, и пошел дождик, весело запев песенку. Все торопятся открыть зонтики, чтобы не промокнуть. После этого детям можно предложить спеть песенку, рассказать правила игры и предложить им поиграть. Малыши с удовольствием откликаются на образные игры : «Птички», муз. Г. Фрида; «Воробушки» муз. И. Арсеева; «Зайка», рус. нар. мел, обр. Ан. Александрова и др…                  Для того чтобы вызвать у детей интерес к играм желательно использовать различные атрибуты: шапочки, маски, эмблемы, создавать для них различные игровые ситуации, чтобы подвести к той или иной игре.

Эффективность и качество адаптации детей повышается благодаря совместной работе с родителями и педагогами. Одной из доступных форм работы являются консультации, семинары-практикумы, на которых взрослые обогащают свои знания о развитии детей раннего возраста, как самом поддающемся педагогическим воздействиям периоде. Все осваивается ребенком и познается им впервые. Нет еще закрепленных навыков, отсутствуют системные представления, знания, но зато ярко проявляется предрасположенность к усвоению нового, служащая основой психического развития. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий проявления заботы со стороны взрослых.        Таким образом, совместные усилия детского сада и семьи обеспечивают овладение ребенком первым опытом взаимодействия с окружающими людьми, но его результативность во многом обусловлена педагогической способностью воздействия на эмоциональную сферу малыша и в этом играет большую роль использование музыкальной игры-забавы.

                                                                                        2023